Впереди подводников ждал не имеющий аналогов, полный опасностей переход, а дальше — тяжёлые сражения с гитлеровцами в суровых водах северных морей.
Но те, кто думал, что лодка уходит навсегда, ошибались. Ей предстояла долгая жизнь и возвращение во Владивосток уже в качестве легенды Военно-морского флота СССР.
Дизель-электрическая подводная лодка «С-56» была заложена 24 ноября 1936 года на судостроительном заводе имени Андре Марти. Данный проект лодок был лицензионным, приобретённым у Германии в тот момент, когда отношения между двумя странами ещё не были откровенно враждебными. Однако, когда ситуация стала меняться, немцы затянули с поставкой ключевых агрегатов. В итоге большая часть «начинки» лодки была построена на советских предприятиях.
Строилась «С-56» для нужд Тихоокеанского флота. Готовые секции лодки по железной дороге доставлялись во Владивосток, где на заводе № 202 происходила их окончательная сборка.
На воду «С-56» была спущена в декабре 1939 года, а зачислена в состав Тихоокеанского флота — 30 октября 1941 года.
К осени 1942 года на Северном флоте сложилась очень тяжёлая ситуация. Боевых кораблей для охраны транспортов, поставляющих союзнические грузы по ленд-лизу, катастрофически не хватало. Нужно было подкрепление.
И в начале сентября 1942 года Государственный комитет обороны принял решение об усилении Северного флота за счёт перевода с Тихого океана шести подводных лодок. В их число вошли два «Ленинца» («Л-15» и «Л-16») и четыре «эски» 3-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок Тихоокеанского флота: «С-51», «С-54», «С-55» и «С-56».
Ситуация осложнялась тем, что перебросить лодки по Северному морскому пути было нельзя — из-за тяжёлой ледовой обстановки все мощные ледоколы, способные провести их, остались на западе страны.
В результате «эскам» предстоял переход по маршруту Владивосток – Петропавловск-Камчатский – Датч-Харбор – Сан-Франциско – Коко-Соло (Панамский канал) – Гуантанамо – Галифакс – Розайт – Лервик – Полярное. Маршрут «Ленинцев» отличался только тем, что выходили они с базы в Петропавловске-Камчатском.
Подобный сверхдальний поход выглядел сущим безумием, но иного выхода у командования не было.
Помимо всего прочего, подводникам предстояло выполнять два несовместимых условия — сохранять секретность миссии и, чтобы двигаться быстрее, идти в надводном положении.
Шесть лодок были разделены на пары, «С-56» шла в паре с «С-51».
Командовал «С-56» в походе капитан-лейтенант Григорий Щедрин, в будущем — адмирал флота СССР.
Поход был тяжёлым и для техники, и для людей. На подходе к Панамскому каналу жара в отсеках доходила до шестидесяти градусов, экипаж болел конъюнктивитом, почти лишаясь зрения.
Лодки в походе трепало штормами, на них вели охоту немецкие ВМС. 11 октября 1942 года была торпедирована подлодка «Л-16». Кто именно уничтожил лодку, неизвестно до сих пор. По разным версиям, она могла стать жертвой как японского нападения, так и «дружеского огня» со стороны американцев.
Самой «С-56» тоже досталось. Её несколько раз атаковали подлодки противника, в декабре 1942 года у берегов Канады она пережила страшный шторм, в результате которого была полузатоплена и лишилась хода. Добравшись до Галифакса и пройдя ремонт, лодка продолжила свой путь.
Сохранить секретность похода не удалось. Гитлеровская пропаганда неоднократно сообщала об уничтожении советских подлодок, идущих из Владивостока в Мурманск.
Однако, несмотря ни на что, в марте 1943 года «С-56» дошла до базы в Полярном.
За время 153-суточного похода подлодка прошла 16 632 морские мили и по прибытии в Полярное была зачислена в состав 2-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота.
Всего же из шести лодок, вышедших из Тихого океана осенью 1942-го, на Северный флот добрались пять, «Л-16» стала единственной жертвой перехода.
Об уникальном походе советских подводных лодок 1942–1943 годов несколько десятилетий после войны знали лишь единицы, а вот о военных подвигах «С-56» на Северном флоте писали много.
«С-56» оказалась самой результативной советской подводной лодкой ВМФ СССР времён Великой Отечественной войны по количеству достоверно потопленных целей. На её счету потопление двух боевых кораблей и двух транспортов, а также повреждение одного транспорта. «С-56» совершила 8 боевых походов, в которых провела 13 атак с выпуском 30 торпед.
За живучей советской подлодкой немцы охотились с особым рвением. На «С-56» за время войны сбросили больше 3000 глубинных бомб, 19 раз объявляли её погибшей. «Не дождётесь», — усмехались в ответ члены экипажа «С-56».
В марте 1944 года лодка была награждена орденом Красного Знамени, а в феврале 1945 года — объявлена «гвардейской».
Отслужив на Севере верой и правдой девять послевоенных лет, «С-56» получила новое задание — совершить переход по Северному морскому пути из Екатерининской гавани в бухту Тарья (Камчатка), а затем во Владивосток.
Командовал «С-56» в этом походе капитан-лейтенант Виктор Харченко. Преодолев труднейший маршрут в арктических льдах, подлодка вернулась во Владивосток спустя 12 лет. «С-56» стала первой подводной лодкой ВМФ СССР, совершившей кругосветное путешествие.
Боевой путь «С-56» подходил к концу. Весной 1955 года она была выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию. В 1964 году она стала учебно-тренировочной станцией по борьбе за живучесть.
Следующей стадией для многих бывших боевых кораблей становится утилизация. Но легенде флота была уготована другая судьба. К 30-летию Победы после восстановительного ремонта «С-56» была установлена на Корабельной набережной Владивостока в качестве корабля-мемориала и филиала Музея Краснознамённого Тихоокеанского флота.
Лодка-музей функционирует во Владивостоке и по сей день, являясь одним из самых известных мемориалов в честь отечественного флота.
В дань уважения к героизму и мужеству советских моряков-подводников на «С-56» ежедневно проходит церемония подъёма и спуска Военно-морского флага СССР. Более такой чести сегодня в России не удостоен ни один корабль.
Комментариев нет:
Отправить комментарий